Домой Бизнес Российский бизнес выходит на рынки Центральной Азии

Российский бизнес выходит на рынки Центральной Азии

Растущие рынки Казахстана и Узбекистана привлекают российские компании, особенно в свете падения внутренних продаж. Но для построения эффективного бизнеса нужна стратегия, основанная на анализе экономической специфики и коммуникационной среды целевых регионов. Об этом говорили участники открытой дискуссии «Бизнес-коммуникации в Центральной Азии: Казахстан и Узбекистан», которая состоялась в культурном центре «Дом Ферганы» 19 февраля 2019 года.

По данным Национального банка Казахстана, за девять месяцев 2018 года приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны превысил $ 17,3 млрд, что на 11 % лучше показателей 2017-го. Еще более высокие темпы роста демонстрирует Узбекистан, который начиная с 2017 года ежегодно наращивает объем привлеченных из-за рубежа средств в 1,3–1,5 раза. В 2019-м поступления должны составить $ 4,2 млрд.

Евгения Шанская«На фоне рецессии в российской экономике выход на растущие рынки Центральной Азии дает отечественным компаниям хорошую возможность диверсифицировать риски и избежать стагнации. Однако свято место пусто не бывает, поэтому главное сейчас — не упустить благоприятный момент. В особенности это относится к Узбекистану, экономика которого находится в начальной фазе подъема», — считает Евгения Шанская, управляющий партнер коммуникационного агентства MAAS.

Особое внимание эксперт советует обратить на недавно появившиеся в стране свободные экономические зоны (СЭЗ), на территории которых вводятся преференции и особые налоговые режимы. Например, в СЭЗ «Навои» действует английское право.

На фоне рецессии в российской экономике выход на растущие рынки Центральной Азии дает отечественным компаниям хорошую возможность диверсифицировать риски и избежать стагнации

Хабиб Абдуллаев«За последние годы в Узбекистане было предпринято много шагов для защиты прав и интересов зарубежных инвесторов и предпринимателей. Новый закон о валютном регулировании разрешает свободную конвертацию и снимает ограничения на вывод прибыли за рубеж, статус участников СЭЗ охраняется законом, его невозможно отменить административным решением. При этом для входа на рынок совсем не обязательно делать большие финансовые вложения, достаточно продемонстрировать, что вы пришли надолго и хотите улучшить экономическую ситуацию в стране: создавать квалифицированные рабочие места, развивать экспорт местного продукта», — говорит Хабиб Абдуллаев, директор СЭЗ «Навои», расположенной в наиболее инвестиционно привлекательном регионе страны.

Для эффективной интеграции в экономику Узбекистана и Казахстана менеджменту российских компаний необходимо принимать в расчет три ключевых фактора: национальные экономические приоритеты, внутреннюю региональную специфику и особенности коммуникаций.

Например, в Узбекистане на государственном уровне определен перечень стратегических отраслей, развитие которых обеспечит инвесторам режим наибольшего благоприятствования. Это текстильная промышленность, производство строительных материалов, переработка плодоовощной продукции, фармацевтика и туризм. Также для страны критически важны энергетика (включая ВИЭ), водоснабжение, развитие экологичных производств и цифровой индустрии.

Максим АгаевДля Казахстана одним из долговременных приоритетов является диверсификация экономики. «Российским предпринимателям, желающим достичь устойчивых результатов, стоит обратить внимание на сельское хозяйство, в особенности на мясную, молочную промышленность и растениеводство, а также на развитие ИТ-сектора. В энергетике остро стоит проблема перехода с угля на газ и возобновляемые источники. Очень важна тема переработки твердых бытовых отходов.Построение бизнеса облегчает наличие единого таможенного пространства: все процедуры максимально упрощены и есть возможность развивать проекты комплексно в рамках Евразийского экономического союза», — делится опытом Максим Агеев, генеральный директор Schneider Electric Kazakhstan.

Российским предпринимателям стоит обратить внимание на сельское хозяйство, в особенности на мясную, молочную промышленность и растениеводство, а также на развитие ИТ-сектора.

При выборе точки базирования эксперт рекомендует учитывать региональную специфику различных областей Казахстана. Например, Караганда — это промышленный и инженерный центр, здесь расположен Карагандинский государственный технологический университет и развиты компетенции в сфере горно-металлургической промышленности. Астана — лучшее место для построения бизнеса в сфере ИТ. Много интересных проектов реализуется на базе выставочного комплекса «Астана Экспо», а в технопарке Astana Hub одно здание полностью отдано резидентам.

Открытая дискуссия «Бизнес-коммуникации в Центральной Азии: Казахстан и Узбекистан»Отраслевое региональное деление есть и в Узбекистане. Так, СЭЗ «Навои» ориентирована на развитие проектов в области переработки вторсырья и минеральных ресурсов, производства строительных и изоляционных материалов, электротехнического и медицинского оборудования, в сфере машиностроения и приборостроения, добычи полезных ископаемых. СЭЗ в Ангрене представляет собой развивающийся ИТ-кластер, а индустриальная СЭЗ «Джизак» — промышленный.

Обе страны имеют давние отношения с российским бизнесом, играет свою роль и общее прошлое. Однако его значимость не стоит переоценивать. «В целом и в Казахстане, и в Узбекистане очень благоприятная атмосфера для успешного построения и развития бизнеса. Здесь от вас не будут ожидать соблюдения каких-то особых ритуалов и обычаев — и найти общий язык с партнерами будет несложно. Однако механизмы принятия решений и распределения ответственности отличаются от привычных российских, поэтому для успешного выхода на рынок лучше воспользоваться услугами специалистов с опытом и заранее привлечь к работе инсайдеров», — советует Евгения Шанская (MAAS).